Погружение в виртуальность. Как дополненная и виртуальная реальность изменит нашу жизнь.

790

Первая система виртуальной реальности появилась 1962 году, когда Мортон Хейлинг разработал первый мульти сенсорный симулятор «Сенсорама». Ее пользователь садился на специальный стул, погружал голову в специальную камеру и отправлялся в виртуальную поездку на мотоцикле. Во время просмотра небольшого трехмерного фильма зрителя обдувало ветром, который создавали вентиляторы, а с помощью системы подачи запахов, он насыщался разными ароматами. Через 4 года Айвен Сазерленд сконструировал первый шлем виртуальной реальности, который реагировал на движения головы, в то время как картинка генерировалась с помощью компьютера.

Развитие технологий виртуальной реальности продолжалось, и в 1990 году была организована первая выставка в области VR. На ней присутствовало более 20 организаций, представивших свои разработки. Прототипы устройств были громоздкими и примитивными, а их стоимость оставляла желать лучшего.

Главным толчком для отрасли стало повсеместное появление смартфонов. Они буквально спасли виртуальную реальность. Встроенные в смартфоны датчики движения, гироскопы и мощные процессоры существенно облегчали разработку, а изобилие доступных и качественных комплектующих позволило снизить стоимость прототипов.

Сейчас

На сегодняшний день отрасль VR быстро развивается, каждый месяц появляются новые устройства, новые технологии, и с каждым днем все больше пользователей погружаются в виртуальные миры. Первое устройство виртуальной реальности, которое нашло широкое распространение, и начало популяризировать VR, было создано компанией Oculus. Ее основатели Палмер Лаки и Джон Кармак собрали первый прототип в своем гараже в 2012 году после успешной компании на Kickstarter. Уже через 2 года компанию выкупил facebook за 2 миллиарда долларов. Выступивший тогда, Марк Цукерберг сказал, что в устройствах виртуальной реальности видит новое поколение компьютерных технологий, которые идут на смену смартфонам. Сейчас над развитием VR технологий в facebook работает более 400 человек.

Htc

Главная разработка компании – OculusRift, ее потребительская версия была анонсирована для предзаказов 6 января 2016. Принцип действия весьма прост. Вы одеваете очки, садитесь или остаетесь стоять, зависит от конечных целей, подключаете устройство к компьютеру (DVI разъем и USB, в версии DK1 для разработчиков используется только один провод) и погружаетесь. Скучать вам не придется, на данный момент на выбор пользователя представлено достаточно много популярных игр: Half-Life 2, TeamFortress 2, Mirror’sEdge, War Thunder, Star Conflict, EVE Valkyrie, Minecraft и многие другие.

Помимо OculusRift 5 апреля 2016 вышел в свет, разработанный компаниями HTC и Valve, шлем виртуальной реальности HTC Vive. Отличительной особенностью этого устройства является возможность полной симуляции нахождения в виртуальном мире. HTС Vive оцифровывает все тело пользователя так, что каждое движение рук, ног, повороты и приседания происходят в игре. Однако такие способности устройства сказываются на его весе (400-450 грамм). Руководитель подразделения китайского филиала HTC China в своем недавнем заявлении сказал, что верит в то, что к 2020 году продажи устройств VR в несколько раз превысят продажи смартфонов.

Последний яркий представитель жанра — PlayStation VR. Устройство планируют выпустить в октябре этого года. По техническим характеристикам оно уступает конкурентам, однако компенсирует более доступной ценой – 399$ (потребительская версия Oculus Rift — 600$, HTС Vive -799$). Работать шлем будет только c PS4, но для нормальной работы других очков вам понадобится дорогой компьютер. Минимальные требования для Oculus Rift: процессор IntelCore i5- 4590, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 970 и не менее 8 Гб ОЗУ, а такой компьютер выльется не меньше чем в $1 тыс. Под очки от Sony в данный момент разрабатывают игры более 200 компаний.

Все рассмотренные устройства интригуют своими возможностями, но рядовому пользователю оценить их пока мало представляется возможным. Тут и приходят на помощь такие продукты как Google Cardboard и Samsung Gear VR. Google предлагает пользователю самый доступное решение для знакомства с виртуальной реальностью. Вы можете сложить их самостоятельно из картона либо купить готовые. Вставляете в них телефон на Android, iOS, или WindowsPhone, запускаете приложение и наслаждаетесь. В официальном магазине есть порядка 12 различных модификаций Google Cardboard стоимостью от $15 до $120. В отличие решения компании Google, очки Samsung Gear VR совместимы только со смартфоном GalaxyNote 4.

google

Дополненная реальность

Устройства дополненной реальности, как уже понятно из названия, не погружают пользователя в виртуальный мир, а накладывают на реальный, наблюдаемый мир виртуальные элементы. Таким образом, она не заменяет реальность, а расширяет ее. Возможности такой технологии весьма интересные, реалистичность проекций впечатляет. Вот, к примеру, кит, выныривающий из пола баскетбольной площадки – ничего необычного.

https://www.youtube.com/watch?v=vZRFcGrrsyc

Главными представителями этой сферы сегодня являются Magic Leap и Microsoft Hololens. Создатели Magic Leap отходили от мысли, что реальность неотделима от чувств человека. Устройства дополненной реальности имеют вид обычных очков, а не коробок одетых на глаза как у HTC или Oculus. Главная особенность разработки компании Microsoft – все элементы (процессор, батарея и др.) находятся в корпусе очков, никаких проводов — устройство автономно.

Глядя на все эти достижения, можно с уверенностью предполагать, что через пару десятилетий трудно будет отличить реальные предметы от виртуальных.

Новые возможности

VR технологии обещают не только разнообразить индустрию развлечений, но и внести массу полезных изменений в нашу повседневную жизнь.

Исследования и туризм

Уже сейчас существуют приложения, позволяющие побывать в разных точках планеты и посетить популярные музеи. Вы можете прогуляться по улицам незнакомого города, исследовать необъятные просторы космоса, сидя в кресле у себя дома, и это только начало.Представьте что скоро вы сможете создать с друзьями свой виртуальный мир и заполнить его так, как вы этого хотите, достаточно будет только одеть очки и запустить приложение.

Моделирование, дизайн, архитектура.

Обойти спроектированное здание, заглянуть внутрь, подержать в руках новую вещь перед покупкой в интернет магазине — все это станет возможным. Разработчики IKEA, одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели, недавно анонсировали приложение IKEA VR Experience. Оно позволяет пользователю, одев VR очки, в реальном времени обставить свою комнату мебелью и другими предметами интерьера как вам угодно.

vr

Обучение

Такие технологии нашли применение в обучении управлению реальными механизмами, связанными с повышенными рисками– машинисты поезда, водители автомобиля, диспетчеры, пилоты.
Армия уже активно использует VR для подготовки солдат к различным ситуациям начиная с симуляций полетов на истребителях, прыжков с парашютом и заканчивая воспроизведением реальных боевых действий.

Медицина

Прибегнув к возможностям VR хирурги и стоматологи смогут отточить свои навыки до идеала без риска навредить пациенту. Ярким примером является Нью Йоркский мед.колледж Weill Cornell, он оборудован специальной комнатой виртуальной реальности.

Появляется масса возможностей в лечении психологических расстройств, например, посттравматического синдрома или фобий. Интересная разработка компании Viscira, позволяет взглянуть на мир глазами человека больного шизофренией.

Помимо всего прочего, сегодняшние устройства виртуальной реальности не лишены недостатков. Разработчикам еще предстоит найти решение массы проблем связанных с их продуктами:
• Передвижение и безопасность (провода, подключенные к компьютеру, не только привязывают пользователя, но и могут стать причиной всяческих поломок и травм);
• Громоздкость и неэстетичность (вес очков HTC Vive не позволит носить их дольше часа без боли в шее);
• Цена (стоимость очков виртуальной реальности начинается с $400, дополненной — с $3000)
Технологии виртуальной реальности поистине впечатляют, но им еще предстоит пройти долгий путь до того, как они станут частью нашей жизни.

Источник фото: Microsoft, Magic leap, Cardboard

Игры из материала:Eve: Valkyrie, Star Conflict, War Thunder

Оставить комментарий